1. «Альгология и микология» (модуль в рамках летней практики для студентов 1 курса бакалавриата)

 

Студенты, в 1 семестре освоившие общий курс «Альгология и микология», в ходе летней практике имеют уникальную возможность применить полученные знания в процессе работы с сообществами морских и наземных организмов Белого моря. В ходе практики они знакомятся не только с разнообразием и особенностями экологии водорослей, грибов и лишайников таежной зоны северного полушария непосредственно в природной обстановке, но и получают базовые знания об истории развития и современных особенностях природы Беломорья, о месте в ней основных групп автотрофных организмов и грибов и о процессах развития их сообществ. Практика на Белом море проходит преимущественно в форме экскурсий и лабораторных занятий, но также включает и тематические лекции.

Во время летней практики по альгологии и микологии студенты изучают:

— разнообразие основных групп и принципы систематизации водорослей, грибов и лишайников;

— основных представителей морских планктонных и бентосных водорослей, грибов и лишайников лесных и тундроидных экосистем;

— ключевые особенности строения талломов водорослей, грибов и лишайников;

— особенности размножения и циклы развития важнейших беломорских представителей этих групп организмов;

— историю развития и современные особенности природы Белого моря;

— практическое значение водорослей, грибов и лишайников северных регионов России;

— принципы работы с определителями, методы сбора, хранения и гербаризации водорослей, грибов и лишайников.

Полноценная практика по альгологии и микологии проходит в течение 9 дней (занятия продолжаются по 8 часов в день). Экскурсии занимают около 40% времени, практические занятия в лаборатории и лекции – примерно по 30% времени. Конкретное расписание зависит от актуального графика приливов и отливов и погодных условий.

Работа в лаборатории включает определение водорослей, грибов и лишайников (работа с определителем), выполнение рисунков объектов практики, наблюдение и культивирование отдельных представителей изучаемых групп.

В последний день практики проводится комплексный зачет, в ходе которого оценивается знание теоретического материала, способность узнавать массовые виды водорослей, грибов и лишайников, также оцениваются рисунки основных представителей этих групп, выполненные во время практики.

Экскурсии:

Морские водоросли-макрофиты и морской фитопланктон;

Водоросли континентальных водоемов и вневодных местообитаний;

Биотрофные и сапротрофные грибы;

Лишайники лесных сообществ северной тайги;

Комплексная экскурсия «Сообщества с доминированием водорослей, грибов и лишайников».

Темы лекций:

— История формирования и современные особенности природы Беломорья;

— Море как среда обитания автотрофных организмов;

— Морские водоросли-макрофиты и морской фитопланктон;

— Водоросли континентальных водоемов и вневодных местообитаний;

— Сапротрофные и биотрофные грибы, их разнообразие и экология в Беломорском регионе;

— Лишайники таежной зоны и их экологические группы.

Преподаватели:

Дмитрий Евгеньевич Гимельбрант

Григорий Анатольевич Киселев

Екатерина Сергеевна Кузнецова

Ирина Сергеевна Степанчикова

Рекомендуемая литература:

Балашова Н. Б., Тобиас А. В., Гимельбрант Д. Е. 2005. Летняя практика по курсу “Альгология и Микология” в Санкт-Петербургском университете. СПб. 236 с.

Флора и фауна Белого моря: иллюстрированный атлас. 2010. Под ред. А. Б. Цетлина, А. Э. Жадан, Н. Н. Марфенина. М. 471 с.

Наумов А. Д., Федяков В. В. 1993. Вечно живое Белое море. СПб. 336 с.

Мир растений. Грибы. Т. 2. 1991. Под ред. М. В. Горленко. М. 478 с.

Флора лишайников России. Биология, экология, разнообразие, распространение и методы изучения лишайников. 2014. Ред. М. П. Андреев, Д. Е. Гимельбрант. М.-СПб. 392 с.

 


 

 

2. «Зоология беспозвоночных». Модуль в рамках летней практики для студентов 1 курса бакалавриата.

 

Студенты, прослушавшие общий курс зоологии беспозвоночных, на летней практике учатся использовать эти знания в экосистемном контексте. В рамках данной практики они знакомятся с разнообразием морских беспозвоночных, а также с основами морской биологии. Рассматривается таксономия основных групп морских беспозвоночных, направления их эволюции, и влияние основных экологических факторов на адаптивную радиацию внутри этих групп. Всё это сопровождается изучением основных типов беломорских сообществ: их видового состава; базовых экологических факторов, определяющих состав этих сообществ; сукцессий. Знакомство с экологическими стратегиями беспозвоночных животных основано как на лекционном материале, так и непосредственно на наблюдениях за ними на экскурсиях и в лаборатории.

Во время летней практики по зоологии беспозвоночных студенты изучают:

— таксономическое разнообразие внутри основных типов беспозвоночных;

— основные компоненты фауны беспозвоночных в типичных сообществах североевропейских морей

— основные характеристики и принципы формирования фауны беспозвоночных Белого моря

— массовые виды морских беспозвоночных

— признаки таксонов беспозвоночных высоких рангов (класс, отряд)

— работу с определителями

— методы сбора беспозвоночных и содержания их в лабораторных условиях

— принципы выполнения зоологических рисунков

Практика по зоологии беспозвоночных проходит в течение 11-12 дней. Занятия идут по 8 часов в день, хотя конкретное расписание может зависеть от погоды и приливов. Около 30% времени занимают экскурсии, 20% — лекции по морской биологии, 20% — лекции по таксономическому разнообразию, 30% — практические занятия в лаборатории.

Работа в лаборатории включает в себя наблюдения за животными, вскрытия, выполнение зоологических рисунков, работу с определителем.

В последний день практики проводится комплексный зачёт, на котором оценивается знание теоретического материала, навыки определения, узнавание массовых видов беспозвоночных и зоологические рисунки, выполненные в ходе практики.

Экскурсии:

Илистая и каменистая литораль, сублиторальные сообщества твёрдых и мягких грунтов, ламинарник, мидиевые банки, литоральные ванны.

Темы лекций по морской биологии:

— Море как среда обитания

— Белое море: геологическая история, особенности гидрологии, формирование фауны

— Сообщества литорали и сублиторали

— Сообщества обрастателей

— Планктон

— Паразиты морских беспозвоночных и рыб

Темы лекций и практических занятий по таксонам морских беспозвоночных:

Porifera, Ctenophora, Cnidaria, Turbellaria, Priapulida, Chaetognatha, Crustacea, Pycnogonida, Nemertea, Bryozoa, Brachiopoda, Polychaeta, Polyplacophora, Gastropoda, Bivalvia, Hemichordata, Echinodermata, Ascidia.

Преподаватели:

Алексей Владимирович Гришанков

Георгий Сергеевич Слюсарев

Алексей Валерьевич Полоскин

Андрей Эдуардович Фатеев

Наталья Николаевна Шунатова

Сергей Анатольевич Корсун

Ольга Николаевна Котенко

Дарья Юрьевна Крупенко

Владимир Александрович Крапивин

Анна Георгиевна Гончар

Вадим Михайлович Хайтов

Гита Георгиевна Паскерова

Рекомендуемая литература:

Наумов А.Д., Оленев А.В. 1981.Зоологические экскурсии на Белом море: Пособие для летней учебной практики по зоологии беспозвоночных. Л., Изд-во ЛГУ. 175 с.

Флора и фауна Белого моря: иллюстрированный атлас. 2010. Под ред. А.Б. Цетлина, А.Э. Жадан, Н.Н. Марфенина. М., Т-во научных изданий КМК. 471 с.

Наумов А.Д., Федяков В.В. 1993. Вечно живое Белое море. СПб., Изд. СПб. городского дворца творчества юных.

Гаевская Н.С. 1948. Определитель фауны и флоры северных морей СССР. Москва, «Советская наука». 740 с.

 


 

3. Ихтиология (модуль в рамках летней практики для студентов 1 курса бакалавриата)

 

Преподаватели: Иванов Михаил Валерьевич, Стрелков Петр Петрович, Лайус Дмитрий Людвигович, Генельт-Яновский Евгений Александрович, Полякова Наталья Владимировна.

Практика по Ихтиологии является частью летней практики по Биоразнообразию для студентов 1 курса Биолого-почвенного факультета СПбГУ. Предпочтительной формой проведения практики является полевая, однако возможно проведение ее в форме городской выездной практики с обработкой собранного материала в лабораторных помещениях СПбГУ. В соответствии с учебным планом Биолого-почвенного факультета практика продолжается в течение 2 дней и проводится в период летней учебной практики студентов 1 курса дневного отделения.

Цель практики состоит в знакомстве с представителями ихтиофауны Белого моря и прилегающих пресноводных водоемов (озер, рек и ручьев) в окрестностях УНБ СПбГУ.

В задачи практики входит ознакомление студентов с:

  • Систематикой рыбообразных и рыб.
  • Разнообразием внешнего и внутреннего строения различных таксономических групп рыб.
  • Взаимосвязью строения тела рыб и их образа жизни.
  • Основными диагностическими признаками, используемыми для определения рыб.
  • Основами традиционного ихтиологического анализа.
  • Образом жизни и строением тела основных представителей ихтиофауны.
  • Методами сбора ихтиологического материала и разнообразием мест обитания рыб.

 

Разделы и темы практики

№ п/п Разделы и темы Общая трудоемкость практики по учебному плану Распределение часов по видам работ
дней часов лекции Практические/

лабораторные занятия

Полевые работы Самостоятельная работа
1 Знакомство с систематикой, внешним и внутренним строением различных таксономических групп рыбообразных и рыб.   2 1 1    
2 Определение рыб и знакомство с основными диагностическими признаками   2,5 1 1,5    
3 Знакомство с методами сбора ихтиологического материала и разнообразием мест обитания рыб   7 1   6  
4 Знакомство с основными представителями ихтиофауны   4 1 3    
5 Зачет   0,5   0,5    
  Итого: 2 16 4 6 6 0


Перечень вопросов, которые подлежат обязательному обсуждению в ходе практики:

  • Знакомство с систематикой рыбообразных и рыб.
  • Знакомство с разнообразием внешнего и внутреннего строения различных таксономических групп рыб. Связь строения тела рыб с образом из жизни и жизненным циклом.
  • Краткая физико-географическая и гидрологическая характеристика условий обитания рыб Белого моря и его бассейна.
  • Основные черты биологии рыб Белого моря и их хозяйственное значение.
  • Биология основных представителей ихтиофауны региона (морских, пресноводных и проходных видов).
  • Сбор ихтиологического материала. Классификация, устройство и использование орудий лова
  • Определение и проведение общего ихтиологического анализа рыб (пойманных в ходе практики и фиксированных рыб). Измерение и взвешивание рыб. Определение пола и стадий зрелости гонад. Использование регистрирующих структур для определения возраста.

Итоговый контроль

Итоговый контроль включает:

— оценку работы студента преподавателем в течение практики;

— отчет в виде протокола для каждого экземпляра рыбы (определение до вида и традиционный ихтиологический анализ). Всего 4 – 8 экз. разных видов рыб на студента.

Основные учебные пособия, используемые на практике:

Алтухов К.А., Михайловская А.А., Мухомедьяров Ф.Б., Надежин В.М., Новиков П.И., Паленичко З.Г. Рыбы Белого моря. Петрозаводск. 1958. 162 с.

Андрияшев А.П. Рыбы северных морей СССР. М.-Л. 1954. 566 с.

Веселов Е.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССР. М. «Просвящение» 1977. 238 с.

Никольский Г.В. Частная Ихтиология. М. 1950. 436 с.

Никольский Г.В. Экология рыб. М. «Высшая школа» 1961. 336 с.

Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб. М. «Пищевая промышленность» 1966. 376 с.