Учебно-научная база «Беломорская» » Функциональная и эволюционная морфология Bilateria Учебно-научная база «Беломорская»

Функциональная и эволюционная морфология Bilateria

CM_live1
Untitled-2

Пресноводная мшанка Cristatella mucedo.

IMG_1222

Морской паук Pycnogonum litorale.

Что такое функциональная морфология?

Это интегративная дисциплина, использующая данные не только анатомии и морфологии, но и физиологии, эмбриологии, биологии развития и экологии, а так же физических дисциплин (биомеханика, гидродинамика и т.д.).

Что дает функционально-морфологический подход?

— позволяет понять адаптации животных к конкретным условиям среды обитания;

— выявить основу дивергентной радиации и биоразнообразия в пределах той или иной таксономической группы;

— прояснить общие закономерности в структуре и функционировании как гомологичных, так и аналогичных органов/систем органов;

— позволяет сопоставлять планы строения таксономических группировок высокого ранга;

— необходим для выяснения филогенетических отношений между таксонами и построения консенсусных систем.

Зачем все это надо?

В последние десятилетия при построении макросистем с использованием консенсусного подхода мы сталкиваемся с тем, что данные, полученные при помощи морфологических и молекурно-филогенетических методов зачастую противоречат друг другу.

С одной стороны, это связано с тем, что молекулярно-филогенетические данные получены на весьма ограниченном круге объектов (хотя он постепенно расширяется). С другой, как ни парадоксально, имеющиеся в нашем распоряжении морфологические данные тоже весьма ограничены и противоречивы.

Несмотря на наличие большого арсенала современных методов, для построения макросистем мы продолжаем использовать имеющиеся в литературе данные, полученные на небольшом числе  «модельных» объектах, никак их не перепроверяя, но при этом широко экстраполируя.

Результаты ряда зоологических работ последних лет заставляют пересмотреть привычные концепции и парадигмы, а в ряде случаев и отказаться от них (например, от идеи про миксоцель у артропод).

И мы приходим к тому, что для большинства групп беспозвоночных у нас нет валидного объема морфологических данных для построения макросистемы.

Руководитель группы

аспирант

nina.alexeeva.spb@gmail.com

P1300040a  Yuta  Alexeeva_Nina

Основные направления текущих исследований

• Пищевое поведение и особенности морфо-функциональной организации пищедобывающего аппарата “Lophophorata” (т. Bryozoa, т. Phoronida, т. Brachiopoda) – сравнительный анализ;
  • Нервная система Bryozoa: сравнительный и эволюционный аспекты;
  • Организация полости тела у Bryozoa;
  • Сравнительный анализ постэмбрионального развития морских пауков (Arthropoda: Pycnogonida);
  • Микроанатомия внутрипорошецевых (Kamptozoa).

Untitled-7a

Слева направо: колония Cristatella mucedo; фрагмент щупальца Plumatella fungosa (сканограмма); фрагмент щупальца Crisia eburnea (сканограмма); колония Tubulipora flabellaris; полипиды Flustrellidra hispida во время питания.

Untitled-1

Отдельные детали постэмбрионального развития Nymphon brevirostre, слева направо: взрослая особь; протонимфон (сканограмма); мускулатура протонимфона (окраска фаллоидином, конфокальная микроскопия); сенсорная часть железы клешней протонимфона (трансмиссионная микроскопия); секреторная часть железы клешней протонимфона (трансмиссионная микроскопия); 8-я стадия, закладка мускулатуры сердечной трубки (окраска альциановым синим, светооптика).

Экспедиционные исследования проводятся на:
Морской биологической станции СПбГУ (Белое море, Кандалакшский залив, о. Средний);

ББС ЗИН РАН «Картеш» (Белое море, Кандалакшский залив, губа Чупа);
Морской станции п. Дальние Зеленцы (Баренцево море, Восточный Мурман).

Дружественные организации

ББС ЗИН РАН «Картеш»

Кафедра зоологии беспозвоночных МГУ

Избранные публикации

Alexeeva N., Tamberg Y., Shunatova N. 2018. Postembryonic development of pycnogonids: a deeper look inside // Arthropod structure and development, in press

Alexeeva N., Bogomolova E., Tamberg Y., Shunatova N. 2017. Oligomeric larvae of pycnogonid revisited // Journal of morphology, 278(9): 1284-1304.

Tamberg Y., Shunatova N. 2016. Tentacle structure in freshwater bryozoans // Journal of morphology, 278(5): 718-733.

Tamberg Y., Shunatova N. 2016. Feeding behaviour in freshwater bryozoans: function, form, and flow // Invertebrate Biology, 135(2): 138-149.

Тамберг Ю.Ю., Шунатова Н.Н., Лезин П.А. 2014. Пищевое поведение покрыторотых мшанок Cristatella mucedo и Plumatella fungosa // Зоологический журнал, 93: 508–518.

Tamberg Y., Shunatova N., Yakovis E. 2013. Solitary entoprocts living on bryozoans – Commensals, mutualists or parasites? // J. Exp. Mar. Biol. Ecol., 440 (1): 15-21.

Алексеева Н. В. 2010. Пространственная реконструкция основных элементов нервной системы Nymphon rubrum (Pantopoda) //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 3 «Биология». 2: 20-25.

Shunatova N.N., Nielsen C. 2002. Putative sensory structures in marine bryozoans // Invertebrate Biology. 121 (3): 262 — 270.

Shunatova N.N., Ostrovsky A.N. 2002. Group autozooidal behavior and chimneys in marine bryozoans // Marine Biology. 140: 503-518.

Ostrovsky, A. N., Shunatova N.N. 2002. Colonial behaviour and group zooidal reactions in Bryozoa: history of the research // In Wyse Jackson, P.N. & Spencer Jones, M., (eds) Annals of Bryozoology: aspects of the history of research on bryozoans. International Bryozoology Association, Dublin. P. 185 – 200.

Shunatova N.N., Ostrovsky A.N. 2001. Individual autozooidal behaviour and feeding in marine bryozoans // Sarsia 86:113-142.